ИНТЕРВЬЮ С ИСТОРИКОМ РУССКОГО МАСОНСТВА, АНДРЕЙ СЕРКОВ

Предлагаю вниманию моих читателей интервью с историком русского масонства, Андрей  Иванович Серков. Хочу поблагодарить ему за то что и на этот раз нашел время чтобы встретились, пообщались.
Интервью на английском можно прочитать здесь а на румынском здесь.


Добрый день, Андрей Иванович. Скажите пожалуйста как все началось и почему ваша деятельность так тесно связанна с историей масонства?

Я занимаюсь этой темой уже больше 30-ти лет, но получилось так,что когда я начал учится в Московском Университете, на первом курсе мне был поручен доклад, посвященный Новикову. Вот с этого момента я уже 30 лет, с тех пор как начал прочитать работы Новикова и познакомился с ними, с этим начался интерес к этому движению и получилось так, что эта тема стала главной в моей деятельностью. 

Хорошо, а почему именно масонство а не другие аспекты Новиковской жизни и творчестве?

Я в большей степени интересовался первоначально движением декабристов, это всем интересное тема, достаточно известна, но получилось так, что в большинстве своем масонский аспект и деятельность формирования  декабристских организаций никто некуда не освещал. Была маленькая статья академика Дружинина «Масонские знаки П.И.Пестеля», а при том, что более 120 декабристов были масонами, эту тему никто не раскрывал. И поэтому я решил этой теме заняться, выяснить как формировалась движения декабристов и как оно была связанно с масонством. И по существу изучения связей декабристов с масонами начался и интерес к этой теме и уже и дипломную работу писал по этой теме, и кандидатскую диссертацию  в последствии. 

В Ваших книгах Вы основываетесь практически без исключении на архивных материалах. Вы цитируйте просто огромное количество документов. Сколько времени, примерно, работали в архивах?

Как я уже упомянул, больше 30-ти лет работаю в архивах, это больше 19000 биографии, я каждый день пытаюсь внести какие-то дополнения, исправления связанные с биографиями вольных каменщиков, появляются новые имена, появляются данные о родственных связях, о службе. Поэтому я обязательно стараюсь, как писатель Юрий Олеша сказал, "Ни дня без строчки". Я так же пытаюсь внести хоть какой-то маленький факт в биографиях своих персонажах каждый день. А чисто написания, сбор информации для словаря ("Русское масонство, 1731-2000: энциклопедический словарь"), 17 лет на это ушло, на работу в архивах, с архивными материалами.



А будет ли новое издание Словаря?

Я надеюсь, потому что число биографии особенно по 18-му веку значительно увеличилось, конечно же стали известные новые факты биографии вольных каменщиков. Может быть придется разбить по векам и порядка 6-ти таких книг издать. Но это только предположительные планы, поэтому я постоянно пополняю свою базу данных не зная, удастся выпустить новую издания словаря. Это больше зависит от издателя. 

Над чем Вы работаете на данный момент?

На данном моменте готова одна статья и две книжки уже в стадии окончательной обработки. Я с таким историком, как Роман Александрович Городницкий подготовили публикации всех масонских ритуалов 18-го века ,которые будут опубликованы в большом томе. Но не только, там есть еще и обрядники 18-го века по которым работал Новиков. Второй проект это книга так же в соавторстве с Романом Александровичем, посвященная истории мартинизма и связей между мартинистами и масонами. И вот готова уже статья , где я пытаюсь опубликовать все известные, но неопубликованные масонские доклады Георгия Викторовича Адамовича, поэта, известного литературного критика.  

В ваших исканиях в архивах был ли такой случай когда нашли что то неординарное?

Был такой случай. В Париже я нашел такой документ который меня, скажем так, удивил. Для меня алхимические увлечения масонов были некой легендой, но потом я столкнулся с таким документом. Был Великим Командором Русского Верховного Совета во Франции такой человек как Александр Федорович Келлер. В какой то степени можно назвать его приемным сыном такого известного основателя движении Синархии, масона, Александра Сент-Ив д'Альвейдра. Сент-Ив д'Альвейдр передал ему результаты своих алхимических опытов. Келлер в свою очередь, грамм золота который получился в результате этих алхимических опытов вшил в свою масонскую ленту 33-й степени. Он был известный окультист, занимался раскопками в Сирии и в Египте. А когда он скончался, в последние дни своей жизни передал эту ленту с этим граммом золота другому, уже новому руководителю Верховного Совета, Николаю Лаврентьевичу Голеевскому. А он после Великой Отечественной Войны вернулся в Россию, пытался здесь воссоздать масонскую организацию. Но, понятно что неудачно. Но сам по себе факт что так или иначе они были соприкосновенны с реальными алхимическими опытами бывая уже масонами 20-го века, для меня было в значительном степени открытием. Так вот, факт остается фактом , а для меня это было неожиданно. Ленту я не нашел, так как он вернулся в Россию, он был военном атташе в Американском Посольстве во Франции, потом примкнул к движению советских патриотов. Но нашел, он у меня хранится, такой вот, не в очень хорошем состоянии, патент на 33-ю степенью Николая Лаврентьевича Голеевского. Но к сожалению, не было прямых наследников и каких то документов больше кроме этого патента мне не удалось найти. Это было совершенно дело случая, просто у знакомых я нашел этот патент. 



В каких архивных институциях Вы работали кроме российских?

К сожалению, не так много ,как хотелось бы. Мне удалось работать во Франции и в США, буквально краткий период. Но благодаря тому, что это тема на западе достаточно хорошо изучается и постоянно опубликуется материалы и так вот есть возможность узнать новые факты. Нужно еще учесть что фашисты создавали огромные музей про иудео-масонские древности и после войны в одном из замков Чехии этот архив где были собранны все масонские документы со всей Европы, был в начале собран фашистами для изучению, а потом был перевезен в Москву и хранился в Особом Архиве НКВД. Сейчас эти материалы остались в значительной степени в Российском Государственным Военном Архиве. То есть, по-существу не надо было мне особо ездить по разным странам по сколько все эти материалы хранились в Москве. Сейчас эти материалы перестали быть секретными и я мог с ними работать. 


Спасибо Вам, Андрей Иванович, до новых встреч!

Comentarii

Postări populare